Дом

Точечная сварка своими руками из инвертора

Хочу поделиться своим опытом создания аппарата точечной сварки своими руками. Как и большинство подобных самоделок, исходниками послужили трансформатор микроволной печи и медный кабель для стартера.

Для включения я использовал полупроводниковое реле Fotek SSR-40DA DC. Первое с чего нам нужно начать, это извлечь трансформатор из микроволновой печи и заменить вторичную обмотку.


Итак микроволновая печь (около 1050 Вт потребляемая мощность) препарирована. В дополнение к трансформатору(слева), я получил еще несколько полезных в хозяйстве вещей.
Вторичная обмотка распилена. На фото вы видите еще одну(красная) я ее удалю позже. После распила старая обмотка легко удаляется зубилом, но будьте осторожны, не повредите сердечник.

Скажу на перед, первоначальные испытания с использованием 700 Вт 12 V автомобильного кабеля не дали удовлетворительных сварных швов. Основную толщину там составляет не медь(как может показаться по фото) а изоляция.

Возможно, мне стоило поискать другой кабель, но я решил обходиться тем что есть под рукой и просто удалил большую часть изоляции. Минимизация резистивных потерь для нас является ключевым фактором.

После доработки, мой кабель удалось обернуть еще в несколько витков. Это увеличило напряжение и уменьшило резистивные потери. При тестировании я получил 4.6v на вторичке.

Один конец вторичного кабеля уходит на корпус, где он будет заземлен на теле сварщика, а затем переходит к неподвижной части. Верхняя часть клещей подвижна. Для уменьшения износа вторичного кабеля он закручен в форме спирали. Пластиковая ручка изолирует рабочую часть от пользователя.

Вид споттера с другой стороны. Я не нашел медных трубок, которые бы идеально подходили, поэтому это не идеальное решение. Кабель идет внутри трубок почти по все длине для уменьшения потерь. Для использования я рекомендую продумать установку сменных медных электродов.

Установлен 230 V AC вентилятор для охлаждения. Работает на выдув.
Я хотел автоматизировать время сварки, поэтому я сделал простую регулировку длительности импульса из некоторых компонентов, которые уже были у меня в наличии.

Список деталей:

  • Резистор 1 кОм (R4)
  • Резистор 9 кОм (R1)
  • Резистор 40 кОм (R2)
  • Переменный резистор 10 кОм (VR1)
  • 3x Конденсатор 10 V 10 мкФ (можно поставить дополнительную конденсатор параллельно с С2, чтобы сделать импульс больше) (C1, C2)
  • CD4093BC Триггер Шмидта с двумя логическими входами

Переменный резистор VR1 контролирует тайминги. Высокое разрешение резистора необходимо для больших импульсов сварки, при которых VR1 близко к R2. R1 и R2 используются для настройки диапазона делителя напряжения. Конденсатор С2 также заряжается через R1. Диапазон делителя напряжения должны быть такими, чтобы на максимуме, сварка работала непрерывно (удерживая кнопку нажатой) и на минимуме давала самый коротки импульс, который нужен. Если получаемые короткие импульсы сварки слишком большие, емкость конденсатора С2 можно увеличить.

Контактная точечная сварка своими руками

Это также позволит делать очень длинные импульсы, если нужно. Удвоение емкости должны удвоить время.

Грубое выражение, как напряжение на конденсаторе С2 поднимается после нажатия кнопки в момент времени t = 0 определяется по формуле:

где R сопротивление и С емкость элемента. RVR1 является номинальным сопротивлением переменного резистора, а не текущим значением. Первая половина переменного сопротивления VR1 и вторая половина VR1 + резистор R2 выступать в качестве делителя напряжения, который питает разделенный VC2 на триггер Шмитта(который номинально 3,3 V) для окончания импульса.

Первоначальная версия схемы требовала около секунды, чтобы восстановиться для следующего импульса. Резистор R4 был добавлен, чтобы исправить эту ситуацию. Это быстро разряжает конденсаторы, когда кнопка отключает цепь от источника питания.

Для безопасности схема получает питание через кнопку. Это позволяет контролировать работу, даже если IC или другая часть схемы выйдет из строя. Шум в схеме может быть проблемой для длительных импульсов, где может влиять на время сварки. Таймер не синхронизирован с AC, так что время импульса может также изменяться под воздействием работы твердотельного реле.

Сборка продолжается. Подумав, я заземлил все открытые участи корпуса.

Добавлено управляющее реле(справа) и блок питания на 5V.

Сварочный аппарат готов. Добавлю, что для качественной сварки нагрузка на свариваемые детали должна быть ~70кг + необходимо предусмотреть использование сменных сварных электродов. Но для не регулярного использования результат меня вполне устроил.

Автор Сообщение
dabaz, Точечной сваркой можно приварить только плоские детали. Толщина свариваемых деталей определяется мощностью св. аппарата.
Я своей сваривал до 1мм.
Сейчас появилось много сварочников инверторов. В.т. числе видел и для точечной сварки. Для твоих целей лучше всего сварочник-полуавтомат. Правда он более грамоздкий, но варить можно практически все.
Цитата: Так называемый "споттер".

Сам такой потихоньку,урывками делаю.Доделаю,расскажу.

вопрос назрел: какой должен быть холостой ход трансформатора для точечной сварки? и сколько вольт на вторичке?
dabaz, ток холостого хода зависит от сердечника.Может быть в пределах 0,5-1,5 А. Напряжение вторички 6-10 В.Зависит от качества питающей сети.Мощность 4,5-9 кВт.(речь веду о споттере).
снеговик писал: dabaz, ток холостого хода зависит от сердечника.Может быть в пределах 0,5-1,5 А. Напряжение вторички 6-10 В.Зависит от качества питающей сети.Мощность 4,5-9 кВт.(речь веду о споттере).

а скорость насыщения сердечника зависит от холостого хода первички? говорят, что холостой ход для споттера надо делать 3…10 ампер, типа так лучше идёт приварка?

Добавлено 10-01-2010 20:36

есть вот такой транс

сечение сердечника 36х160мм. окно для обмотки 40х100мм. чего и сколько на него мотать?

Точечная сварка из инвертора своими руками

подскажите пожалуйста

dabaz писал: а скорость насыщения сердечника зависит от холостого хода первички? говорят, что холостой ход для споттера надо делать 3…10 ампер, типа так лучше идёт приварка?

Не зависит.Увеличение тока ХХ — это своеобразный компромисс между потерями в стали и потерями в меди. Для малогабаритных сердечников оправдано,но лучше взять сердечник большей мощности.
На твой сердечник,думаю,обмотки не влезут,окно маловато.Оптимальным сердечником является торроидальный (я только на таких мотаю).
Расчеты трансформаторов есть в инете,поищи.

снеговик писал:
dabaz писал: а скорость насыщения сердечника зависит от холостого хода первички? говорят, что холостой ход для споттера надо делать 3…10 ампер, типа так лучше идёт приварка?

Не зависит.Увеличение тока ХХ — это своеобразный компромисс между потерями в стали и потерями в меди. Для малогабаритных сердечников оправдано,но лучше взять сердечник большей мощности.
На твой сердечник,думаю,обмотки не влезут,окно маловато.Оптимальным сердечником является торроидальный (я только на таких мотаю).
Расчеты трансформаторов есть в инете,поищи.

а где… или из чего можно "ТОР" взять или сделать?

Цитата: а где… или из чего можно "ТОР" взять или сделать?

Бывало,что и делал из пластин от промышленного сварочника. Из стальной полосы 5х20мм сваривал технологическое кольцо,внутрь последовательно одну за другой вкладывал свернутые пластины.За счет упругости они там неплохо держатся. Намотка получается слегка рыхлой, потом пропитывал эпоксидкой. Технологическое кольцо снимал.Наружный диаметр"бублика" — около 25см, сечение — 30-40 кв.см.
Минимальное сечение проводов:первичка-6кв.мм,вторичка-150кв.мм.Колличество витков определяется с помощью пробной обмотки и ЛАТРа.

впринципе попробуйте дросиля с ламп дневнова света (люминисцентные) включайте паралельно 4,5 шт. желатильно большой мощности
для малиньких акб должно хватить мощности
dabaz писал: Привет! давно интересуюсь точечной сваркой, но….. мне нужен аппарат способный приваривать к металлу 0.8…..1.2мм. шайбы, шпильки, крючки. Так называемый "споттер". Вот у меня вопрос: если за основу взять конструкция точечной сварки описываемой в этой теме, возможно её использовать в моих целях?

P.S. чуть не забыл: С Новым Годом!

http://hackaday.com/2009/06/23/how-to-build-your-own-spot-welder/
Смотри как делают буржуи

Связист
Добрый день, случайно наткнулся на тему о контактной сварке. Зарание прошу прощения, я новичок. Дело в том, что у меня возникла необходимость в таком аппарате. Сварка максимально 0,5+0,5, односторонняя. Схема следующая: ЛАТР (подбор напряжения зарядки конденсатора), транс ОСМ1-0,16 220/36, мост, ёмкость к50-18 4х100В*15000, тиристор ТЧ100-9-474. Я бы хотел узнать как реализовать "быстрое открытие" , на каком тиристоре и какая ёмкость. Может у вас есть таблица зависимости энергии электрического поля W от толщин (S) свариваемых деталей (соответственно и материалов).
Заранее спасибо!

Хочу поделиться своим опытом создания аппарата точечной сварки своими руками. Как и большинство подобных самоделок, исходниками послужили трансформатор микроволной печи и медный кабель для стартера.

Для включения я использовал полупроводниковое реле Fotek SSR-40DA DC. Первое с чего нам нужно начать, это извлечь трансформатор из микроволновой печи и заменить вторичную обмотку.


Итак микроволновая печь (около 1050 Вт потребляемая мощность) препарирована. В дополнение к трансформатору(слева), я получил еще несколько полезных в хозяйстве вещей.
Вторичная обмотка распилена. На фото вы видите еще одну(красная) я ее удалю позже. После распила старая обмотка легко удаляется зубилом, но будьте осторожны, не повредите сердечник.

Скажу на перед, первоначальные испытания с использованием 700 Вт 12 V автомобильного кабеля не дали удовлетворительных сварных швов. Основную толщину там составляет не медь(как может показаться по фото) а изоляция.

Возможно, мне стоило поискать другой кабель, но я решил обходиться тем что есть под рукой и просто удалил большую часть изоляции.

Как своими руками собрать споттер из сварочного аппарата

Минимизация резистивных потерь для нас является ключевым фактором.

После доработки, мой кабель удалось обернуть еще в несколько витков. Это увеличило напряжение и уменьшило резистивные потери. При тестировании я получил 4.6v на вторичке.

Один конец вторичного кабеля уходит на корпус, где он будет заземлен на теле сварщика, а затем переходит к неподвижной части. Верхняя часть клещей подвижна. Для уменьшения износа вторичного кабеля он закручен в форме спирали. Пластиковая ручка изолирует рабочую часть от пользователя.

Вид споттера с другой стороны. Я не нашел медных трубок, которые бы идеально подходили, поэтому это не идеальное решение. Кабель идет внутри трубок почти по все длине для уменьшения потерь. Для использования я рекомендую продумать установку сменных медных электродов.

Установлен 230 V AC вентилятор для охлаждения. Работает на выдув.
Я хотел автоматизировать время сварки, поэтому я сделал простую регулировку длительности импульса из некоторых компонентов, которые уже были у меня в наличии.

Список деталей:

  • Резистор 1 кОм (R4)
  • Резистор 9 кОм (R1)
  • Резистор 40 кОм (R2)
  • Переменный резистор 10 кОм (VR1)
  • 3x Конденсатор 10 V 10 мкФ (можно поставить дополнительную конденсатор параллельно с С2, чтобы сделать импульс больше) (C1, C2)
  • CD4093BC Триггер Шмидта с двумя логическими входами

Переменный резистор VR1 контролирует тайминги. Высокое разрешение резистора необходимо для больших импульсов сварки, при которых VR1 близко к R2. R1 и R2 используются для настройки диапазона делителя напряжения. Конденсатор С2 также заряжается через R1. Диапазон делителя напряжения должны быть такими, чтобы на максимуме, сварка работала непрерывно (удерживая кнопку нажатой) и на минимуме давала самый коротки импульс, который нужен. Если получаемые короткие импульсы сварки слишком большие, емкость конденсатора С2 можно увеличить. Это также позволит делать очень длинные импульсы, если нужно. Удвоение емкости должны удвоить время.

Грубое выражение, как напряжение на конденсаторе С2 поднимается после нажатия кнопки в момент времени t = 0 определяется по формуле:

где R сопротивление и С емкость элемента. RVR1 является номинальным сопротивлением переменного резистора, а не текущим значением. Первая половина переменного сопротивления VR1 и вторая половина VR1 + резистор R2 выступать в качестве делителя напряжения, который питает разделенный VC2 на триггер Шмитта(который номинально 3,3 V) для окончания импульса.

Первоначальная версия схемы требовала около секунды, чтобы восстановиться для следующего импульса. Резистор R4 был добавлен, чтобы исправить эту ситуацию. Это быстро разряжает конденсаторы, когда кнопка отключает цепь от источника питания.

Для безопасности схема получает питание через кнопку. Это позволяет контролировать работу, даже если IC или другая часть схемы выйдет из строя. Шум в схеме может быть проблемой для длительных импульсов, где может влиять на время сварки. Таймер не синхронизирован с AC, так что время импульса может также изменяться под воздействием работы твердотельного реле.

Сборка продолжается. Подумав, я заземлил все открытые участи корпуса.

Добавлено управляющее реле(справа) и блок питания на 5V.

Сварочный аппарат готов. Добавлю, что для качественной сварки нагрузка на свариваемые детали должна быть ~70кг + необходимо предусмотреть использование сменных сварных электродов. Но для не регулярного использования результат меня вполне устроил.

Как самостоятельно сделать споттер?

Споттером называется одна из разновидностей сварочных аппаратов. Данное приспособление предназначено для точечной односторонней сварки в труднодоступных местах автомобиля и выравнивания поврежденной поверхности снаружи. Рассмотрим схему работы устройства и как можно собрать споттер своими руками.

Составляющие споттера и принцип его работы

Устройство представлено в виде аппарата, состоящего из:

  • корпуса, в котором содержатся все механизмы сварочного аппарата;
  • кабеля;
  • стаддера (пистолета);
  • электрода (острого прута).

Cоставляющие споттера корпус, кабель, стаддер и электрод

Принцип действия агрегата таков: через блок управления на страддер поступает ток, который, доходя до электрода, приводит в действие обратный молоток, корректирующий поверхность кузова.

На практике это выглядит таким образом: на поврежденную поверхность транспортного средства приваривается крепежный элемент, к которому крепится споттер.

Затем вмятина вытягивается вручную или с задействованием дополнительных механизмов, вследствие чего от деформации металла не остается и следа.

Это приспособление особенно удобно в тех случаях, когда по тем или иным причинам выравнивание металлической поверхности невозможно произвести изнутри. Кроме того, самодельный споттер не только ускорит процесс рихтовки, но и сделает его безопасным как для человека, производящего ремонт, так и для авто.

Цены на споттер для кузовного ремонта отнюдь не радуют, даже самая простенькая модель стоит достаточно дорого. Для изготовления споттера своими руками вовсе не обязательно тратить баснословные суммы на составляющие детали или иметь особые навыки работы с электроникоой.

Как сделать споттер?

Прежде чем начать собирать споттер своими руками, необходимо применить профилактические меры при работе с током  под ногами в обязательном порядке должен находиться резиновый коврик, а все правила безопасности при работе с электроприборами должны скрупулезно соблюдаться.

Необходимые материалы

Для того чтобы сделать споттер своими руками из инвертора, понадобятся:

  • привод на 12 вольт, обеспечивающий кнопочное управление реле (можно применить подходящий трансформатор от старой техники);
  • тиристор, рассчитанный на напряжение 200 вольт;
  • реле (30 Ампер);
  • диодный мостик;
  • контактная группа на 220 вольт;
  • любая подходящая кнопка для управления.

Отличной основой для самодельного споттера может стать сварочный полуавтомат.

Сборка

Как сделать споттер из сварочного устройства? Очень важно изменить первоначальную конфигурацию так, чтобы на выходе споттер из инвертора обладал силой тока в 1500 Ампер.

Схема споттера

Процесс сборки состоит из следующих этапов:

  1. С аппарата снимают вторичный слой (как правило, их два).
  2. Рассчитать, сколько витков потребуется на 1 вольт. Для этого мотаем медную проволоку на первичную обмотку, после чего замеряют показатель вольт и полученную цифру делим на количество витков.
  3. Из вторичной обмотки делается шина. При этом сечение данного элемента должно быть равно или даже больше 16 миллиметров, а напряжение – 6 вольт. Если сечение имеет меньший диаметр, то делим шину на несколько частей, после чего закрепляем все составные скотчем.
  4. Понадобятся две шины с изоляционной обмоткой.

    Споттер своими руками

    Изоляция должна проводится постепенно в следующей последовательности: слой изоленты – слой скотча – слой изоленты. Допускается установка клепок на открытых краях.

  5. Полученные шины наматываем на трансформатор. Поскольку эта процедура достаточно сложен, то тем, кто никогда не наматывал подобные элементы, понадобится посторонняя помощь и дополнительные инструменты, например молоток. Трансформатор и первичная обмотка не обязательно должны быть скреплены «намертво», достаточно просто не повредить шину и обеспечить ровную ее посадку.
  6. Измеряем мощность. При ее соответствии нужным параметрам процесс изготовления споттера близится к концу. Если же обнаружены отклонения, то можно попробовать изменить подключение проводов к первичной обмотке.

Изготовление трансформатора

Одной из важнейших деталей самодельного точечного сварочного приспособления является трансформатор. Его изготовление считается самым трудоемким процессом.

Обязательным этапом является процесс намотки, который отбирает массу времени.

Ее можно производить на кольцевом или же ш-образном железе алюминиевым или медным проводом. Между намотанной проволокой делается многослойная изоляция из трансформаторной бумаги или лакоткани. Для обеспечения оптимальной надежности бумага пропитывается парафином.

Изготовление стаддера

Сварочный пистолет можно сделать из полуавтомата, внеся некоторые изменения. Внутри полуавтомата крепится ось из латуни, а клещи изготавливаются из трубы диаметром 2×2 см. Проводник, соединяющий пистолет и трансформатор, должен иметь сечение большее, чем сечение шины или же равное.

Продуктивность работы прибора зависит и от параметров проводов – чем короче и толще они будут, тем эффективнее будет функционировать агрегат.

Как правильно работать с механизмом?

Для быстрого и четкого выполнения кузовных работ нужно не только правильно собрать споттер для рихтовки авто своими руками, но и знать некоторые важные нюансы при работе с ним:

  • необходим постоянный контроль работы каждой детали устройства;
  • при обнаружении неполадок лучше всего обратится к высококвалифицированному мастеру;
  • чтобы пользоваться прибором было удобно, все элементы, при помощи которых осуществляется управление, лучше вывести на лицевую панель;
  • проследить, чтобы длина проводов не превышала 2,5 метра – это не лучшим образом отразится на работе агрегата;
  • прежде чем применить аппарат точечной сварки, деформированную поверхность обязательно нужно зачистить  от каких-бы то ни было видов покрытия – будь то лакокрасочные материалы или пятна ржавчины. Это обеспечит качественное соединение двух металлов и может существенно повлиять на конечный результат;
  • в обязательном порядке к поверхности, подлежащей рихтовке, присоединяют контакт заземления;
  • на предварительно очищенную поверхность авто приваривают крепеж, через который происходит присоединение сварочного приспособления;
  •  к приваренному крепежному элементу производится захват споттера пистолетом, а затем вытягивание вмятины. Но на этом процесс не заканчивается. Для полной коррекции металлической поверхности, в зависимости от ее толщины, прибегают к помощи дополнительных инструментов  – стапелей, гидроцилиндров, обратного молотка для споттера и проч.;
  • после того, как желаемый результат достигнут, приваренный элемент скручивают, а место его контакта с кузовом обрабатывают шлифовальной машинкой.

Самодельный споттер не только ускорит процесс рихтовки, но и сделает его безопасным как для человека, производящего ремонт, так и для авто.

Тем мастерам, для которых изготовление споттера из полуавтомата является дебютом в работе с электроникой, рекомендуется  досконально изучить графическую схему споттера, а также просмотреть соответствующее видео.

Как сделать споттер для рихтовки авто своими руками? Сам себе мастер

Часто автолюбители интересуются, как сделать споттер для рихтовки авто своими руками. Ведь в любом гараже периодически приходится производить работы по восстановлению различных элементов кузова. При наличии споттера это не вызовет проблем даже у начинающего автомеханика. Конечно, можно пойти по пути наименьшего сопротивления, и приобрести готовое приспособление. Но, стоимость его довольно высока. Самостоятельная сборка значительно сэкономит вам финансовые средства. Практически все составляющие для прибора можно без проблем найти в любом гараже. Вам останется только собрать из них действующий образец.

Что это?

Как сделать споттер для рихтовки авто своими руками? Чтобы более точно ответить на этот вопрос, необходимо знать, что собой представляет это приспособление. По сути своей, это аппарат точечной сварки. Но, споттер имеет некоторое отличие от стандартных приспособлений:

  • В нем используется «сварка сопротивления», при таком способе один источник тока прикрепляется к поврежденному участку кузова, другой к электроду, в качестве которого используется привариваемый элемент;
  • Деталь разогревается до температуры в 70-80% от температуры плавления, это позволяет прикрепить ее, а после выполнения работы довольно легко снять.

Существует несколько разных типов этого оборудования. Делятся они на группы по способу преобразования тока. Также различные споттеры по-разному работают с металлами.

Споттер из инвертора

Самым простым вариантом изготовления такого прибора, является приспособление обычного сварочного инвертора. Для него необходимо добиться на выходе силы тока в 1500 А. Для этого придется немного переделать прибор. Для начала вам понадобятся следующие детали:

  • Сварочный трансформатор, он должен быть вполне рабочим;
  • Привод 12 В, для него можно использовать трансформатор от любого электроприбора;
  • Тиристор с напряжением 200 В;
  • Мост диодный;
  • Реле 30 А;
  • Кнопка;
  • Контактор 220 В.


Чтобы защититься от удара током, работы следует производить на резиновом коврике, а также внимательно следить за соблюдением техники безопасности. Сборка и настройка споттера происходит следующим образом:

  • На катушке сварочного аппарата обычно два слоя обмотки. Необходимо снять верхний, не трогая первичную обмотку;
  • Следующим этапом нужно определить, сколько витков проволоки требуется, для получения 1 В. Сначала намотайте на первичную обмотку несколько витков медной заизолированной проволоки. После чего, замерьте напряжение. Результаты измерений делят на количество витков. Так можно вычислить, сколько витков вам нужно;
  • Из вторичной обмотки делают шину.

    Точечная сварка в домашних условиях

    Ее толщина не должна быть меньше 160 мм. Это позволит добиться силы тока в 1500 А. Напряжение должно быть не менее 6 В;

  • Часто бывает, что сечение вторичной обмотки оказывается меньше 160 мм, в таком случае ее следует разрубить на определенное количество кусков. Например, при сечении 40 мм, следует разделить ее на 4 части;
  • Шину нужно изолировать. Для этого вам понадобится малярный скотч и изолента. Тщательно обмотайте ими шину, чередуя слои. Оставшиеся свободными концы заклепайте. Необходимо приготовить, таким образом, 2 шины;
  • Получившиеся шины наматываются на трансформатор. Для этого вам придется воспользоваться молотком. Намного удобнее делать это с помощником. Не нужно добиваться идеального сцепления шины и трансформатора. Для нормальной работы прибора хватит того, чтобы шина располагалась равномерно. Также стоит внимательно следить за отсутствием повреждений;
  • Подключаем провода к первичке. Если, мощность удовлетворительно высока, то можно переходить к окончательной сборке. В противном случае, необходимо экспериментальным путем определить место подключения.


В целом, прибор готов к работе, остается только сделать пусковое устройство:

  • На корпус устройства помещается кнопка в сборе с реле. Подключаются они с помощью провода на 12 Вольт. В данном случае реле будет перекрывать провод на 220 В;
  • Сварочный пистолет изготавливают из полуавтомата. К стандартному пистолету приделывают приспособление для удержания рихтовочного прибора. Внутри полуавтомата крепят ось, сделанную из латуни;
  • Клещи изготавливаются из трубы 20 мм.

Желательно, чтобы провод, идущий от трансформатора на пистолет, был идентичен толщине шины (проводов). Длинна проводки не должна превышать 2,5 метра. Обязательно используйте провода в термоизоляции.

Заключение. Мелкий кузовной ремонт требуется довольно часто. Поэтому, практически каждый автолюбитель предпочитает иметь в гараже специальные приспособления для ремонта. Высокая стоимость некоторых видов оборудования заставляет задуматься, как сделать споттер для рихтовки авто своими руками. Ведь сделать такой прибор намного проще, чем купить его. А область применения его очень обширна.

Аппарат точечной сварки своими руками

Как самостоятельно сделать споттер?

Споттером называется одна из разновидностей сварочных аппаратов. Данное приспособление предназначено для точечной односторонней сварки в труднодоступных местах автомобиля и выравнивания поврежденной поверхности снаружи. Рассмотрим схему работы устройства и как можно собрать споттер своими руками.

Составляющие споттера и принцип его работы

Устройство представлено в виде аппарата, состоящего из:

  • корпуса, в котором содержатся все механизмы сварочного аппарата;
  • кабеля;
  • стаддера (пистолета);
  • электрода (острого прута).

Cоставляющие споттера корпус, кабель, стаддер и электрод

Принцип действия агрегата таков: через блок управления на страддер поступает ток, который, доходя до электрода, приводит в действие обратный молоток, корректирующий поверхность кузова.

На практике это выглядит таким образом: на поврежденную поверхность транспортного средства приваривается крепежный элемент, к которому крепится споттер. Затем вмятина вытягивается вручную или с задействованием дополнительных механизмов, вследствие чего от деформации металла не остается и следа.

Это приспособление особенно удобно в тех случаях, когда по тем или иным причинам выравнивание металлической поверхности невозможно произвести изнутри. Кроме того, самодельный споттер не только ускорит процесс рихтовки, но и сделает его безопасным как для человека, производящего ремонт, так и для авто.

Цены на споттер для кузовного ремонта отнюдь не радуют, даже самая простенькая модель стоит достаточно дорого. Для изготовления споттера своими руками вовсе не обязательно тратить баснословные суммы на составляющие детали или иметь особые навыки работы с электроникоой.

Как сделать споттер?

Прежде чем начать собирать споттер своими руками, необходимо применить профилактические меры при работе с током  под ногами в обязательном порядке должен находиться резиновый коврик, а все правила безопасности при работе с электроприборами должны скрупулезно соблюдаться.

Необходимые материалы

Для того чтобы сделать споттер своими руками из инвертора, понадобятся:

  • привод на 12 вольт, обеспечивающий кнопочное управление реле (можно применить подходящий трансформатор от старой техники);
  • тиристор, рассчитанный на напряжение 200 вольт;
  • реле (30 Ампер);
  • диодный мостик;
  • контактная группа на 220 вольт;
  • любая подходящая кнопка для управления.

Отличной основой для самодельного споттера может стать сварочный полуавтомат.

Сборка

Как сделать споттер из сварочного устройства? Очень важно изменить первоначальную конфигурацию так, чтобы на выходе споттер из инвертора обладал силой тока в 1500 Ампер.

Схема споттера

Процесс сборки состоит из следующих этапов:

  1. С аппарата снимают вторичный слой (как правило, их два).
  2. Рассчитать, сколько витков потребуется на 1 вольт. Для этого мотаем медную проволоку на первичную обмотку, после чего замеряют показатель вольт и полученную цифру делим на количество витков.
  3. Из вторичной обмотки делается шина. При этом сечение данного элемента должно быть равно или даже больше 16 миллиметров, а напряжение – 6 вольт.

    Если сечение имеет меньший диаметр, то делим шину на несколько частей, после чего закрепляем все составные скотчем.

  4. Понадобятся две шины с изоляционной обмоткой. Изоляция должна проводится постепенно в следующей последовательности: слой изоленты – слой скотча – слой изоленты. Допускается установка клепок на открытых краях.
  5. Полученные шины наматываем на трансформатор. Поскольку эта процедура достаточно сложен, то тем, кто никогда не наматывал подобные элементы, понадобится посторонняя помощь и дополнительные инструменты, например молоток. Трансформатор и первичная обмотка не обязательно должны быть скреплены «намертво», достаточно просто не повредить шину и обеспечить ровную ее посадку.
  6. Измеряем мощность. При ее соответствии нужным параметрам процесс изготовления споттера близится к концу. Если же обнаружены отклонения, то можно попробовать изменить подключение проводов к первичной обмотке.

Изготовление трансформатора

Одной из важнейших деталей самодельного точечного сварочного приспособления является трансформатор. Его изготовление считается самым трудоемким процессом.

Обязательным этапом является процесс намотки, который отбирает массу времени.

Ее можно производить на кольцевом или же ш-образном железе алюминиевым или медным проводом. Между намотанной проволокой делается многослойная изоляция из трансформаторной бумаги или лакоткани. Для обеспечения оптимальной надежности бумага пропитывается парафином.

Изготовление стаддера

Сварочный пистолет можно сделать из полуавтомата, внеся некоторые изменения. Внутри полуавтомата крепится ось из латуни, а клещи изготавливаются из трубы диаметром 2×2 см. Проводник, соединяющий пистолет и трансформатор, должен иметь сечение большее, чем сечение шины или же равное.

Продуктивность работы прибора зависит и от параметров проводов – чем короче и толще они будут, тем эффективнее будет функционировать агрегат.

Как правильно работать с механизмом?

Для быстрого и четкого выполнения кузовных работ нужно не только правильно собрать споттер для рихтовки авто своими руками, но и знать некоторые важные нюансы при работе с ним:

  • необходим постоянный контроль работы каждой детали устройства;
  • при обнаружении неполадок лучше всего обратится к высококвалифицированному мастеру;
  • чтобы пользоваться прибором было удобно, все элементы, при помощи которых осуществляется управление, лучше вывести на лицевую панель;
  • проследить, чтобы длина проводов не превышала 2,5 метра – это не лучшим образом отразится на работе агрегата;
  • прежде чем применить аппарат точечной сварки, деформированную поверхность обязательно нужно зачистить  от каких-бы то ни было видов покрытия – будь то лакокрасочные материалы или пятна ржавчины. Это обеспечит качественное соединение двух металлов и может существенно повлиять на конечный результат;
  • в обязательном порядке к поверхности, подлежащей рихтовке, присоединяют контакт заземления;
  • на предварительно очищенную поверхность авто приваривают крепеж, через который происходит присоединение сварочного приспособления;
  •  к приваренному крепежному элементу производится захват споттера пистолетом, а затем вытягивание вмятины. Но на этом процесс не заканчивается. Для полной коррекции металлической поверхности, в зависимости от ее толщины, прибегают к помощи дополнительных инструментов  – стапелей, гидроцилиндров, обратного молотка для споттера и проч.;
  • после того, как желаемый результат достигнут, приваренный элемент скручивают, а место его контакта с кузовом обрабатывают шлифовальной машинкой.

Самодельный споттер не только ускорит процесс рихтовки, но и сделает его безопасным как для человека, производящего ремонт, так и для авто.

Тем мастерам, для которых изготовление споттера из полуавтомата является дебютом в работе с электроникой, рекомендуется  досконально изучить графическую схему споттера, а также просмотреть соответствующее видео.

Author

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *